Посещение города начали с Новгородского Кремля(Детинца), на территории которого расположен главный храм Великого Новгорода, Софийский собор(построен в 1045-1050 гг.).
Напротив собора находится памятник «Тысячелетия России» , пользующийся большой популярностью для фотосессий у туристов
Со звонницы Софийского собора открывается прекрасный вид на Волхов и Ярославово дворище.
Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV в., очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря.
Древнейший памятник каменной архитектуры России лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве. Он на целое столетие старше собора Парижской Богоматери.
Часозвоня расположена в северо-западной части Кремля. С запада к ней вплотную примыкает здание Судного и Духовного приказов, с востока — церковь Сергия Радонежского, с севера — пристройка конца XIX века. Сама постройка имеет заметный на глаз наклон в северо-западную сторону. Она является самым высоким сооружением новгородского Детинца и, как правило, присутствует на традиционных видах Новгорода.
Владимирская башня
Магдебургские (Cигтунские) врата на западной стороне храма. Они в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. И в настоящее время они открываются только во время праздников. Эти врата являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством и вкусом. Среди фигур, изображенных на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах.
Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров — литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких мастеров помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трех фигур сделаны надписи — на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском — у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикрепленными к их челюстям двухглавыми змеями. Это назидательный образ Ада, напоминающий входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников.
Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.
В XVII веке шведский король во время шведско-польской интервенции пытался возвратить врата в Швецию, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.
Над вратами сохранились фрески «Ветхозаветная троица», «Спас нерукотворный» (справа), «София-Премудрость Божия» (слева).
Церковь Покрова Богородицы.