В прошлое воскресенье мы побывали в музее прикладного искусства академии Штиглица.

Музей интересен тем, что здание, в котором мы побывали, проектировалось сразу именно под музейные нужды, для хранения работ выпускников и других коллекционных вещей.

01.

20171203_0001

Около главного входа расположены 2 прекрасных бронзовых фонаря-торшера, изготовленных по проекту Месмахера, — первого директора Училища, а также известного архитектора.

02.

20171203_0003

Музей сейчас занимает только первый этаж особняка, на втором этаже расположены аудитории академии.

Сама Академия — ранее училище, было основано на средства барона Штиглица — известного мецената — и носит его имя.

После смерти Штиглица училище существовало на проценты с завещанного капитала в 1 млн рублей (огромная по тем временам сумма).

Трудности возникли у Училища в начале XX века. Вначале в 1905-1909 гг его полностью закрыли, потом с 1923 г. музей прикладного искусства стал первым филиалом Эрмитажа. С одной стороны это было очень почетное звание, с другой… многие ценные коллекции отошли в фонды Эрмитажа, причем многие так и хранятся в запасниках.

03.

20171203_0009

Примерно с 44 года, когда стране восле Великой Отечественной Войны остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1953 году получившее имя скульптора В.И. Мухиной. Впрочем, фактически сама Мухина к этому училищу не имела никакого отношения, даже ни разу не побывав там.

04.

20171203_0010

Сама по себе Великая Отечественная Война тяжело далась Ленинграду. Конечно, досталось и зданию музея. Почти в самом начале войны в центральный купол попал фугасный снаряд, который повредил и крышу-купол здания, и колонны. Надо сказать, до войны здание музея было богато на витражи, в центральном куполе был даже витраж Тиффани. К сожалению, почти все витражи погибли во время ВОВ и были восстановлены лишь частично.

Как нам рассказывала экскурсовод Дария, в те годы здание едва не погибло. Из-за отсутствия купола, внутрь попадали осадки и деструктивно воздействовали на фундамент.

В августе 1946 года начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся до начала 1950-х годов. Экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ… отличается крайним безвкусием и упадочностью» . В наиболее пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Сильно поврежденный снарядом потолок Венецианского зала с утраченными росписями и лепкой был оформлен заново.

В советские годы, не зная что делать с причудливыми росписями стен, их просто закрасили белой краской. Сейчас полностью восстановлена локация «Теремок», посвяшенная традиционным русским мотивам. Глядя на великолепные росписи стен, трудно представить что еще каких-то несколько десятилетий назад все эти помещения были скучными и белыми.

05.

20171203_0011

Некоторые помещения и сейчас покрыты все той же белой краской. Снятием ее и восстановлением старых росписей сейчас занимаются студенты на добровольной неоплачиваемой основе.

06.

20171203_0012

После войны музею была возвращена из Эрмитажа небольшая часть его собрания (так, в 1946-48 годах Эрмитажем были возвращены 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали и другие музеи (Русский музей, Академия художеств, музей Московского института прикладного и декоративного искусства). Таким образом, нынешнее состояние фондов музея оформилось в 1950-70-х годах.

07.

20171203_0013

В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в декабре 2006 года академии вернули имя ее создателя А.Л. Штиглица.

08.

20171203_0015

В настоящее время фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов.

09.

20171203_0017

Отдельно отмечу, что посещать музей стоит в светлые дни. Как нам рассказала наша экскурсовод, особенно хорошо Теремок смотрится весной, т.к. дополнительного освещения в залах не предусмотрено и поздней осеннью интерьеры смотрятся темно.

10.

20171203_0020

А посмотреть там, определенно, есть на что.

11.

20171203_0021

К сожалению, наша экскурсия носила несколько нестандартный характер из-за выступления детского хора (хоров?) которых снимали телевизионщики, так что доступ в главный зал с тем самым стеклянным куполом получился для нас только со второго яруса и буквально на пару секунд.

12.

20171203_0023

Помнится, перед входом в актовый зал, вход в который украшали красивые дубовые двери с резьбой, у экскурсовода спросили, что это за двери, имея в виду, чья это работа. «Просто резьба» — ответила девушке экскурсовод. Представляете, просто резьба? У меня от такой красоты дух захватывал, а люди там каждый день работают)

13.

20171203_0024

14.

20171203_0026

В качестве «образца» мотивов для росписи брали московские палаты.

15.

20171203_0027

16.

20171203_0029

Красочная роспись, покрывающая пилоны, арки и своды зала, создает праздничное, сказочное ощущение. Нижние части стен Теремка и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками. Майолика, по счастью, пережила перипетии истории и по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.

17.

20171203_0035

18.

20171203_0039

19.

20171203_0044

20.

20171203_0051

21.

20171203_0052

22.

20171203_0054

Коптская галерея

23.

20171203_0059

Образцы старинной мебели.

24.

20171203_0062

25.

20171203_0064

26.

20171203_0067

27.

20171203_0070

Один из немногих (ныне) витражей.

28.

20171203_0073

29.

20171203_0074

30.

20171203_0075

31.

20171203_0077

Одна из сохранившихся исторических люстр музея. В советские времена многие были переплавлены на различные нужда, а некоторые доработали и они ныне украшают вестибюль ст.м. Автово.

32.

20171203_0078

33.

20171203_0081

Галерея ректоров училища. Тут, конечно слева почетное место занимает первый директор — Месмахер. Ну а справа — сам меценат, барон Штиглиц, чье имя Академия носит и до сих пор.

34.

20171203_0084

А это мозаика с советских времен — та, чье имя училище носило в советский период — В.И. Мухина.

35.

20171203_0086

Центральная лестница

36.

20171203_0088

37.

20171203_0089

38.

20171203_0094

Главная лестница Академии.

39.

20171203_0100

Мастерские Академии.

40.

20171203_0102

41.

20171203_0104

Вот, кстати, вид на стеклянный купол, разрушенный во время ВОВ. Надо сказать, на самом деле этих купола два — один внутри другого, а пространство между ними раньше занимала оранжерея.

42.

20171203_0108

43.

20171203_0111

44.

20171203_0112

45.

20171203_0114

46.

20171203_0115

Вид на большой зал со стеклянным куполом.

47.

20171203_0118