Совсем недавно мне удалось побывать на экскурсии по Большой Хоральной Синагоге. Находится она на Лермонтовском пр., 2.
1.
2.
Вел экскурсию Виктор Амчиславский, поразительный рассказчик, вместо запланированных 1,5 часов мы слушали его 3 часа. Поток информации просто огромный.
3.
Начали осмотр с венчального зала.
Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение — Хупа-зал.
Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
4.
Под хупой совершается обряд обручения — Кидушин, — который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.
Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.
5.
Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.
За этим следует праздничное застолье.
6.
Также Виктор рассказал о истории постройки Синагоги.
Уже в первые месяцы царствования Александра II один из крупных поставщиков российской армии, потомственный почетный гражданин, Евзель Гинцбург подал записку на высочайшее имя, в которой приводил доводы в пользу ослабления ограничений для некоторых категорий евреев. Это совпало с общими либеральными устремлениями политики нового императора. В результате евреям — отставным солдатам, купцам 1-й гильдии, обладателям ученых степеней, а потом и диплома о высшем образовании, а также некоторым категориям ремесленников было разрешено проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право распространялось на членов их семей и особо оговоренное число приказчиков и прислуги.
Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов и из других городов. Петербургская еврейская община быстро увеличивалась. Росло и число молелен.
7.
12 февраля 1865 года император утвердил Положение Комитета министров об учреждении при молельне Петербургской еврейской общины правления для заведования хозяйственной частью молельни, не придавая ему характера духовного правления.
1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен.
Оставалось найти место для будущей постройки.
Только спустя почти 10 лет после начала хлопот о выделении места под синагогу, в 1878 году, после смещения Трепова, общине удалось добиться разрешения на покупку дома и участка А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице, который и был приобретен 16 января 1879 года за 65 тысяч рублей.
Дискуссия о проекте здания велась еще с 1878 года. Л. О. Гордон говорил, что «евреи при постройке своих храмов никогда не держались преемственного стиля. Они заимствовали стиль у господствовавшего в данное время и в данной местности народа» и, сохраняя внутренний смысл своей веры, «мало обращали внимания на внешность». Известный русский искусствовед В. В. Стасов, наоборот, доказывал, что стиль будущей синагоги должен быть обязательно близок к мавританскому.
В июле 1879 года был объявлен конкурс. Специальное жюри во главе с В. В. Стасовым признало лучшим проект Бахмана и Шапошникова. Но когда в марте 1880 года проект был представлен на утверждение Александру II, последовала резолюция: «Переделать проект в более скромных размерах».
Это было ударом для общины. К счастью, архитекторы согласились бесплатно сделать новый проект.
Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. После доработки проекта в 1883 году приступили к строительству, которым руководил Строительный комитет во главе с А. А. Кауфманом. Архитектором — производителем работ был назначен А. В. Малов, его помощниками — С. О. Клейн и Б. И. Гиршович. Летом 1883 года строительство было прервано до 1884 года в связи с переработкой проекта в сторону его удешевления.
8.
В 1888 году купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, и строительство завершилось. Пять лет продолжалась отделка интерьеров синагоги.
Потолки, конечно, потрясающие.
9.
Так же как и витражи.
10.
Не обошли вниманием и тему написания священных книг и свитков.
11.
12.
13.
14.
Синагога — очень красивое место, даже если отбросить вопрос религиозных предпочтений тут определенно есть, чем восторгаться.
15.
16.
Некоторые места закреплены за определенными людьми — теми, кто жертвовал на постройку синагоги.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
А здесь хранится Тора.
23.
За покрывалом — вполне современная роллета. А все потому что Тора очень дорого стоит.
24.
25.
26.
Библиотека в синагоге куда, кстати, может записаться любой желающий.
27.
28.
А это женская половина синагоги — ведь в иудаизме женщины и мужчины молятся отдельно.
29.
Орган.
30.
31.
Специальный архив, где хранятся не кошерные книги — если в Торе, например, стирается хоть один символ она считается уже не кошерной и отправляется в хранилище. Не уничтожается, т.к. уничтожение религиозной литературы в которой есть упоминание Бога является святотатством, поскольку древнееврейский язык и письмена имели сакральное значение.
32.
33.
34.
35.
Посетить Большую Хоральную Синагогу может каждый — например в предыдущую Ночь Музеев Синагога с удовольствием приглашала к себе гостей. Или вот недавняя новость, что в Синагоге рады ловцам покемонов.