Совсем недавно мне удалось побывать на экскурсии по Большой Хоральной Синагоге. Находится она на Лермонтовском пр., 2.

1.

20160705_0099

2.

20160705_0001

Вел экскурсию Виктор Амчиславский, поразительный рассказчик, вместо запланированных 1,5 часов мы слушали его 3 часа. Поток информации просто огромный.

3.
20160705_0007

Начали осмотр с венчального зала.

Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение — Хупа-зал.

Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.

4.

20160705_0010

Под хупой совершается обряд обручения — Кидушин, — который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.

Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.

5.

20160705_0053

Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.

За этим следует праздничное застолье.

6.

20160705_0021

Также Виктор рассказал о истории постройки Синагоги.

Уже в первые месяцы царствования Александра II один из крупных поставщиков российской армии, потомственный почетный гражданин, Евзель Гинцбург подал записку на высочайшее имя, в которой приводил доводы в пользу ослабления ограничений для некоторых категорий евреев. Это совпало с общими либеральными устремлениями политики нового императора. В результате евреям — отставным солдатам, купцам 1-й гильдии, обладателям ученых степеней, а потом и диплома о высшем образовании, а также некоторым категориям ремесленников было разрешено проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право распространялось на членов их семей и особо оговоренное число приказчиков и прислуги.

Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов и из других городов. Петербургская еврейская община быстро увеличивалась. Росло и число молелен.

7.

20160705_0043

12 февраля 1865 года император утвердил Положение Комитета министров об учреждении при молельне Петербургской еврейской общины правления для заведования хозяйственной частью молельни, не придавая ему характера духовного правления.

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен.

Оставалось найти место для будущей постройки.

Только спустя почти 10 лет после начала хлопот о выделении места под синагогу, в 1878 году, после смещения Трепова, общине удалось добиться разрешения на покупку дома и участка А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице, который и был приобретен 16 января 1879 года за 65 тысяч рублей.

Дискуссия о проекте здания велась еще с 1878 года. Л. О. Гордон говорил, что «евреи при постройке своих храмов никогда не держались преемственного стиля. Они заимствовали стиль у господствовавшего в данное время и в данной местности народа» и, сохраняя внутренний смысл своей веры, «мало обращали внимания на внешность». Известный русский искусствовед В. В. Стасов, наоборот, доказывал, что стиль будущей синагоги должен быть обязательно близок к мавританскому.

В июле 1879 года был объявлен конкурс. Специальное жюри во главе с В. В. Стасовым признало лучшим проект Бахмана и Шапошникова. Но когда в марте 1880 года проект был представлен на утверждение Александру II, последовала резолюция: «Переделать проект в более скромных размерах».

Это было ударом для общины. К счастью, архитекторы согласились бесплатно сделать новый проект.

Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. После доработки проекта в 1883 году приступили к строительству, которым руководил Строительный комитет во главе с А. А. Кауфманом. Архитектором — производителем работ был назначен А. В. Малов, его помощниками — С. О. Клейн и Б. И. Гиршович. Летом 1883 года строительство было прервано до 1884 года в связи с переработкой проекта в сторону его удешевления.

8.

20160705_0014

В 1888 году купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, и строительство завершилось. Пять лет продолжалась отделка интерьеров синагоги.

Потолки, конечно, потрясающие.

9.
20160705_0018

Так же как и витражи.

10.
20160705_0020

Не обошли вниманием и тему написания священных книг и свитков.

11.

20160705_0022

12.
20160705_0025

13.

20160705_0027

14.
20160705_0050

Синагога — очень красивое место, даже если отбросить вопрос религиозных предпочтений тут определенно есть, чем восторгаться.

15.

20160705_0055

16.

20160705_0086

Некоторые места закреплены за определенными людьми — теми, кто жертвовал на постройку синагоги.

17.

20160705_0076

18.

20160705_0078

19.
20160705_0065

20.
20160705_0070

21.
20160705_0072

22.
20160705_0073

А здесь хранится Тора.

23.

20160705_0088

За покрывалом — вполне современная роллета. А все потому что Тора очень дорого стоит.

24.
20160705_0080

25.

20160705_0090

26.
20160705_0091

Библиотека в синагоге куда, кстати, может записаться любой желающий.

27.
20160705_0094

28.
20160705_0095

А это женская половина синагоги — ведь в иудаизме женщины и мужчины молятся отдельно.

29.

20160705_0102

Орган.

30.
20160705_0104

31.
20160705_0113

Специальный архив, где хранятся не кошерные книги — если в Торе, например, стирается хоть один символ она считается уже не кошерной и отправляется в хранилище. Не уничтожается, т.к. уничтожение религиозной литературы в которой есть упоминание Бога является святотатством, поскольку древнееврейский язык и письмена имели сакральное значение.

32.
20160705_0116

33.
20160705_0123

34.
20160705_0125

35.
20160705_0132

Посетить Большую Хоральную Синагогу может каждый — например в предыдущую Ночь Музеев Синагога с удовольствием приглашала к себе гостей. Или вот недавняя новость, что в Синагоге рады ловцам покемонов.