В Государственном Эрмитаже прошла премьера спец-экскурсии «СТРАХИ И ФОБИИ ЭРМИТАЖА». Событие призвано продолжить дискуссию, возникшую в обществе и в частности в социальных сетях, после открытия выставки современного бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния, Воин красоты».
Что может и должен выставлять Музей?
Все ли зритель считывает, гуляя по анфиладе залов, наполненных, казалось бы, только Красотой и Гармонией, часто не замечая Страха и Ужаса, таящихся в картинах Старых Мастеров? Как универсальный и энциклопедический Музей, которым и является Эрмитаж, должен показывать «пограничные экспонаты», предметы археологии из захоронений и могильников? Как должен строиться диалог между Музеем, Экспонатами и Зрителем?
Вот небольшая часть вопросов и тем, на которые отвечает или заставляет задуматься эта экскурсия.
Событие организовано научно-просветительским отделом Эрмитажа.
01.
Первая часть экскурсии проходила в залах «Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем средневековье»
В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края).
На фото таштыкские погребальные маски. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.
02.
Снять маски не повредив не представляется возможным, поэтому они экспонируются вместе с настоящими человеческими головами.
03.
04.
Вот мумифицированная голова вождя. Грабители могил в древности забрались в курган и расчленили мумию.
05.
Вот тело лошади принесенной в жертву.
06.
Умертвили животное нанеся три удара чеканом, следы которых отчетливо видны на черепе лошади.
07.
Вот так выглядела лошадь перед тем как ее приносили в жертву.
08.
09.
Это человеческая кожа с предплечья вождя, покрытая татуировками.
10.
Татуировками покрывали руки, грудь, спину и ноги. В качестве пигмента использовали сажу. Татуировки предназначались не для украшения, а как считали древние люди, для придания их обладателю магической силы, выносливости, смелости и т.д.
11.
Вот еще один вождь, на этот раз из пятого пазырыкского кургана. Хотя кожа и потемнела, при помощи инфракрасных лучей удалось обнаружить татуировки.
12.
Вождь скончался уже в возрасте около 55 лет. Самая большая татуировка в виде кошачьего хищника охватывает левое плечо. Крупная голова хищника повернутая в профиль занимает все плечо спереди, задняя часть туловища, лапы и хвост располагаются на спине.
13.
Этой мумии тоже не повезло, древние грабители могил переломали ноги.
14.
Собрание экспонатов Эрмитажа уникально, вот например фигурки лебедей свалянных из войлока. Были найдены вместе с деталями колесницы и останками большого ковра.
15.
Ковер выполненный «турецким узлом» . Число узлов составляет 3600 на 1 кв.дм. Всего на ковре навязано не менее 1 миллиона 250 тысяч узлов. Высота ворса не превышает 2,5 мм.
16.
Войлочный ковер площадью около 30 кв.м.
17.
Вторая часть экскурсии была посвящена европейскому искусству.
18.
Ни один экспонат не остался без внимания.
19.
20.
21.
Некоторые находили самые необычные ракурсы 🙂
22.
Тема смерти, страданий и бренности бытия довольно активно использовалась в Европе.
23.
24.
25.
Есть мнение, что для изготовления керамики и получения поразительного сходства иногда использовались настоящие змеи, рыбы , которые обмазывались глиной.
26.
Я не очень люблю рассуждения на тему, что хотел сказать художник в своей картине (если только это не слова самого художника 😉 ) , поэтому во второй части экскурсии я больше рассматривал картины, чем слушал.
27.
При переходе из одного зала в другой я немного оторвался от экскурсии и посмотрел часть работ выставки современного бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния, Воин красоты» . Некоторые работы расположены внутри постоянной экспозиции Эрмитажа.
28.
«Обезглавленные вестники смерти» Гипс,, стеклянные глаза, перья, льняная скатерть.
29.
30.
31.
А вот картины набранные из надкрыльев златки.
32.
33.
34.
Так вот, возвращаясь к работам старых мастеров.
35.
Каждая деталь шедевров была зафиксирована 🙂
36.
Тема бренности бытия довольно активно использовалась в натюрмортах.
37.
38.
39.
Страдания, еще одна тема которую вовсю эксплуатировали.
На Картине Франциска Сурбарана изображен Святой Лаврентий, он был брошен на гридирион (решетка для пытки огнем), на которой мужественно принял смерть.
40.
Картина, изображающая Святого Себастьяна. По легенде он был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами.
41.
Еще один сюжет не для слабонервных.
Муций Сцевола в лагере Порсенны.
Событие, представленное Тьеполо, произошло около 507 г. до н.э. во время войны Рима с этрусками (Тит Ливий. Римская история, II, 12). Из осажденного города в лагерь этрусского царя Порсенны проник юноша Гай Муций, вознамерившийся убить царя. Когда его схватили и хотели пытать огнем, он сказал: «Мало ценит тело тот, кто видит великую славу,» — и положил правую руку в пламя. Пораженный мужеством римлянина, Порсенна отпустил его на свободу и снял осаду с города.
42.
Эрмитажная картина «Исцеление Товита» (Ветхий завет, кн. Товита, 11, 13 — 15) является лучшей композицией Строцци на этот сюжет. Художник представляет момент перед совершением чуда: юноша Товия по совету архангела Рафаила смазывает слепому отцу глаза желчью чудесной рыбы, пойманной им в реке Тигр. Незаурядный психолог, Строцци очень точно передает состояние каждого персонажа. Старый Товит в напряженном ожидании исцеления сидит в кресле; с робкой надеждой смотрит его жена; внимательны и сосредоточенны Товия и ангел. Даже белый пудель с интересом следит за происходящим.
43.
Вот еще один сюжет, не блещущий гуманизмом. Валерио Кастелло «Избиение младенцев»
В евангельском тексте сообщается, как волхвы оповестили иудейского царя Ирода о том, что в Вифлееме родился ребенок, который будет властелином земли. Боясь лишиться престола, Ирод приказал уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет (Евангелие от Матфея, 2, 16 — 18). Популярный в средневековье сюжет избиения младенцев в семнадцатом столетии начинает снова привлекать внимание художников. В евангельском тексте сообщается, как волхвы оповестили иудейского царя Ирода о том, что в Вифлееме родился ребенок, который будет властелином земли. Боясь лишиться престола, Ирод приказал уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет (Евангелие от Матфея, 2, 16 — 18). Популярный в средневековье сюжет избиения младенцев в семнадцатом столетии начинает снова привлекать внимание художников.
44.
Лионелло Спада(?) «Мучение апостола Петра» Картина некогда находилась в галерее Джустиниани, откуда перешла в собрание Монморанси и в 1808 году была приобретена для Эрмитажа как произведение Караваджо. Под этим именем она долго значилась в каталогах Эрмитажа. Считалось, что это первый, отвергнутый заказчиками, вариант композиции, исполненной художником для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме.
45.
46.
Особенно сильно написана фигура Петра. Прекрасно передана старческая кожа, напряженная левая нога, которая держит всю тяжесть тела, и налитое кровью лицо страдающего человека с открытым ртом, растрепанной бородой и резкими складками на лбу.
47.
В заключении хотелось бы отметить, что современное искусство, которое иногда так любят критиковать (в частности, того же Яна Фабра), совершенно не идет в разрез с теми экспонатами которые выставляет Эрмитаж в своей регулярной экспозиции. Так что не бойтесь нового!