В Государственном Эрмитаже прошла премьера спец-экскурсии «СТРАХИ И ФОБИИ ЭРМИТАЖА». Событие призвано продолжить дискуссию, возникшую в обществе и в частности в социальных сетях, после открытия выставки современного бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния, Воин красоты».
Что может и должен выставлять Музей?
Все ли зритель считывает, гуляя по анфиладе залов, наполненных, казалось бы, только Красотой и Гармонией, часто не замечая Страха и Ужаса, таящихся в картинах Старых Мастеров? Как универсальный и энциклопедический Музей, которым и является Эрмитаж, должен показывать «пограничные экспонаты», предметы археологии из захоронений и могильников? Как должен строиться диалог между Музеем, Экспонатами и Зрителем?
Вот небольшая часть вопросов и тем, на которые отвечает или заставляет задуматься эта экскурсия.
Событие организовано научно-просветительским отделом Эрмитажа.

01.

20161120_0012

Первая часть экскурсии проходила в залах «Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем средневековье»

В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края).

На фото таштыкские погребальные маски. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.

02.

20161120_0006

Снять маски не повредив не представляется возможным, поэтому они экспонируются вместе с настоящими человеческими головами.

03.

20161120_0002

 

04.
20161120_0003

Вот мумифицированная голова вождя. Грабители могил в древности забрались в курган и расчленили мумию.

05.

20161120_0009

Вот тело лошади принесенной в жертву.

06.
20161120_0013

Умертвили животное нанеся три удара чеканом, следы которых отчетливо видны на черепе лошади.

07.

20161120_0015

Вот так выглядела лошадь перед тем как ее приносили в жертву.

08.

20161120_0024

 

09.
20161120_0017

Это человеческая кожа с предплечья вождя, покрытая татуировками.

10.
20161120_0018

Татуировками покрывали руки, грудь, спину и ноги. В качестве пигмента использовали сажу. Татуировки предназначались не для украшения, а как считали древние люди, для придания их обладателю магической силы, выносливости, смелости и т.д.

11.
20161120_0019

Вот еще один вождь, на этот раз из пятого пазырыкского кургана. Хотя кожа и потемнела, при помощи инфракрасных лучей удалось обнаружить татуировки.

12.
20161120_0027

Вождь скончался уже в возрасте около 55 лет. Самая большая татуировка в виде кошачьего хищника охватывает левое плечо. Крупная голова хищника повернутая в профиль занимает все плечо спереди, задняя часть туловища, лапы и хвост располагаются на спине.

13.
20161120_0029

Этой мумии тоже не повезло, древние грабители могил переломали ноги.

14.
20161120_0032

Собрание экспонатов Эрмитажа уникально, вот например фигурки лебедей свалянных из войлока. Были найдены вместе с деталями колесницы и останками большого ковра.

15.
20161120_0035

Ковер выполненный «турецким узлом» . Число узлов составляет 3600 на 1 кв.дм. Всего на ковре навязано не менее 1 миллиона 250 тысяч узлов. Высота ворса не превышает 2,5 мм.

16.
20161120_0037

Войлочный ковер площадью около 30 кв.м.

17.
20161120_0038

Вторая часть экскурсии была посвящена европейскому искусству.

18.
20161120_0052

Ни один экспонат не остался без внимания.

19.
20161120_0053

 

20.
20161120_0056

 

21.
20161120_0057

Некоторые находили самые необычные ракурсы 🙂

22.
20161120_0065

Тема смерти, страданий и бренности бытия довольно активно использовалась в Европе.

23.
20161120_0067

 

24.

20161120_0070

 

25.
20161120_0068

Есть мнение, что для изготовления керамики и получения поразительного сходства иногда использовались настоящие змеи, рыбы , которые обмазывались глиной.

26.
20161120_0076

Я не очень люблю рассуждения на тему, что хотел сказать художник в своей картине (если только это не слова самого художника 😉 ) , поэтому во второй части экскурсии я больше рассматривал картины, чем слушал.

27.
20161120_0081

При переходе из одного зала в другой я немного оторвался от экскурсии и посмотрел часть работ выставки современного бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния, Воин красоты» . Некоторые  работы  расположены внутри постоянной экспозиции Эрмитажа.

28.
20161120_0083

«Обезглавленные вестники смерти» Гипс,, стеклянные глаза, перья, льняная скатерть.

29.
20161120_0087

 

30.
20161120_0089

 

31.
20161120_0092

А вот картины набранные из надкрыльев златки.

32.
20161120_0093

 

33.
20161120_0094

 

34.
20161120_0095

Так вот, возвращаясь к работам старых мастеров.

35.
20161120_0098

Каждая деталь шедевров была зафиксирована 🙂

36.
20161120_0099

Тема бренности бытия довольно активно использовалась в натюрмортах.

37.
20161120_0107

 

38.
20161120_0109

 

39.
20161120_0115

Страдания, еще одна тема которую вовсю эксплуатировали.

На Картине Франциска Сурбарана изображен Святой Лаврентий, он был брошен на гридирион (решетка для пытки огнем), на которой мужественно принял смерть.

 

40.
20161120_0117

Картина, изображающая Святого Себастьяна. По легенде он был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами.

41.
20161120_0135

Еще один сюжет не для слабонервных.

Муций Сцевола  в лагере Порсенны.

Событие, представленное Тьеполо, произошло около 507 г. до н.э. во время войны Рима с этрусками (Тит Ливий. Римская история, II, 12). Из осажденного города в лагерь этрусского царя Порсенны проник юноша Гай Муций, вознамерившийся убить царя. Когда его схватили и хотели пытать огнем, он сказал: «Мало ценит тело тот, кто видит великую славу,» — и положил правую руку в пламя. Пораженный мужеством римлянина, Порсенна отпустил его на свободу и снял осаду с города.

42.
20161120_0136

Эрмитажная картина «Исцеление Товита» (Ветхий завет, кн. Товита, 11, 13 — 15) является лучшей композицией Строцци на этот сюжет. Художник представляет момент перед совершением чуда: юноша Товия по совету архангела Рафаила смазывает слепому отцу глаза желчью чудесной рыбы, пойманной им в реке Тигр. Незаурядный психолог, Строцци очень точно передает состояние каждого персонажа. Старый Товит в напряженном ожидании исцеления сидит в кресле; с робкой надеждой смотрит его жена; внимательны и сосредоточенны Товия и ангел. Даже белый пудель с интересом следит за происходящим.

43.
20161120_0141

Вот еще один сюжет, не блещущий гуманизмом. Валерио Кастелло «Избиение младенцев»

В евангельском тексте сообщается, как волхвы оповестили иудейского царя Ирода о том, что в Вифлееме родился ребенок, который будет властелином земли. Боясь лишиться престола, Ирод приказал уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет (Евангелие от Матфея, 2, 16 — 18). Популярный в средневековье сюжет избиения младенцев в семнадцатом столетии начинает снова привлекать внимание художников. В евангельском тексте сообщается, как волхвы оповестили иудейского царя Ирода о том, что в Вифлееме родился ребенок, который будет властелином земли. Боясь лишиться престола, Ирод приказал уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет (Евангелие от Матфея, 2, 16 — 18). Популярный в средневековье сюжет избиения младенцев в семнадцатом столетии начинает снова привлекать внимание художников.

44.
20161120_0142

Лионелло Спада(?) «Мучение апостола Петра» Картина  некогда находилась в галерее Джустиниани, откуда перешла в собрание Монморанси и в 1808 году была приобретена для Эрмитажа как произведение Караваджо. Под этим именем она долго значилась в каталогах Эрмитажа. Считалось, что это первый, отвергнутый заказчиками, вариант композиции, исполненной художником для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме.

45.

20161120_0153

 

46.
20161120_0151

Особенно сильно написана фигура Петра. Прекрасно передана старческая кожа, напряженная левая нога, которая держит всю тяжесть тела, и налитое кровью лицо страдающего человека с открытым ртом, растрепанной бородой и резкими складками на лбу.

47.
20161120_0155

В заключении хотелось бы отметить, что современное искусство, которое иногда так любят критиковать (в частности, того же Яна Фабра), совершенно не идет в разрез с теми экспонатами которые выставляет Эрмитаж в своей регулярной экспозиции. Так что не бойтесь нового!